Лихорадка – это сигнал неблагополучия в организме. В основе лежит возникающий в результате инфекционного процесса, интоксикаций, стрессовых ситуаций, аллергических реакций, перегрева, нарушения обмена веществ и других причин дисбаланс между теплопродукцией и теплоотдачей.

Обмен образованного в организме тепла с температурой окружающей среды – весьма сложный процесс. В живом организме непрерывно производится тепло и выделяется в окружающую среду. Эта теплоотдача происходит в соответствии с законами физики путем конвекции, радиационного излучения и в результате испарения воды с поверхности кожи и дыхательных путей. Некоторое количество тепла затрачивается на согревание пищи и вдыхаемого холодного воздуха.

При нормальной теплорегуляции образование тепла равно его излучению, чем и обусловлена нормальная температура тела. Изменение соотношения произведенного и выделенного тепла могут привести к колебаниям телесной температуры в сторону ее повышения или понижения. Чем моложе организм, тем менее совершенна его регуляционная способность и тем чаще наблюдаются отклонения от нее. Нарушения теплорегуляции чаще возникают в критические периоды развития детского организма: период новорожденности и грудного возраста, возраст полового созревания.

Ученые в течение долгих лет искали место центрального теплорегуляторного механизма, который оказался в структуре мозга, называемой гипоталамусом. Центр регуляции температуры тела связан очень тесно с центрами регуляции сердечно-сосудистой системы, водного обмена, проницаемости сосудов, функций желез внутренней секреции, желудочно-кишечного тракта и другими. Механизм образования и сохранения тепла тесно связан с такими сложными явлениями, как спадение сосудов, мобилизация запасов углеводов, усиление обмена веществ, мышечная дрожь и др. Механизм же выделения тепла осуществляется через расширение периферических сосудов, потоотделение, учащение дыхания, замедление процессов обмена веществ.

Как только новорожденный ребенок покидает утробу матери, где он развивается в постоянном температурном режиме, он сталкивается с холодным окружающим воздухом, который является мощным раздражителем дыхательного центра. В течение нескольких часов после рождения у ребенка устанавливается нормальная температура тела после согревания и пеленания. У недоношенных детей в связи с незрелостью терморегуляторного механизма имеется большая опасность охлаждения и перегревания, поэтому они находятся в специальных подогреваемых кувезах.

В течение первых шести месяцев жизни имеется неустойчивость теплорегуляции, которая проявляется в перегревании ребенка при его чрезмерном укутывании или при высокой температуре окружающего воздуха, значительное повышение температуры при легких инфекциях. В периоде полового созревания в связи с ускоренным ростом, изменениями нервно-вегетативных функций организма, также может происходить сбой терморегуляции.

При заболеваниях на организм действуют так называемые пирогенные вещества, которые делятся на две большие группы: чуждые организму (вирусы, бактерии и др.) и собственные (при распаде опухоли, после размозжения мышц и при различных тяжелых заболеваниях, при которых вырабатываются антитела к собственным тканям).

В зависимости от причин, которые обусловливают температуру тела, различают:

• инфекционную температуру
  • температуру при распаде тканей
  • повышенную температуру в результате усиленной мышечной деятельности
  • повышение температуры при повышении функции щитовидной железы
  • нервные расстройства теплорегуляции
  • обменные расстройства

Конечно, любыми повышениями температуры должен заниматься педиатр, но и родителям необходимо знать основные причины повышения температуры.

Достаточно распространенным состоянием является хроническое повышение температуры до 37,9˚ в течение 3 и более месяцев. Обычно такому состоянию предшествует банальная вирусная инфекция с таким симптомом как высокая температура, затем она снижается, кашель, насморк проходят, а температура 37,2˚-37,4˚ сохраняется. Такое состояние называется субфебрилитетом, и в большинстве случаев он обусловлен легкими заболеваниями носоглотки (хроническим тонзиллитом, фарингитом, гайморитом или другими синуситами), глистными инвазиями, лямблиозом, заболеваниями мочевыводящих путей. Однако часто температура зависит не только и не столько от интоксикации, сколько от пораженной и нарушенной теплорегуляции как нервной дисфункции. При субфебрильных состояниях нельзя доверять народным средствам, необходимо выяснение причины заболевания, соответственно, обращение к педиатру, который назначит план обследования ребенка. В план обследования входят общие анализы крови, мочи, посевы флоры носоглотки, УЗИ органов брюшной полости и почек, консультации ЛОР врача и невролога. При пролечивании очагов инфекции и сохранении температуры после лечения целесообразно обследование в крупных диагностических центрах или стационаре.

Более серьезным состоянием является повышение температуры выше 38˚, которое при сочетании с насморком и кашлем обычно оказывается острой респираторной вирусной инфекцией (ОРВИ). Любое повышение температуры требует осмотра врача, но есть ситуации, которые требуют экстренного вызова неотложной помощи.

К ним относятся:

• Температура выше 39˚ или в сочетании с любой температурой:
  • Сильная головная боль
  • Резко выраженное беспокойство у ребенка раннего возраста
  • Резко выраженная вялость, слабость, сонливость, заторможенность
  • Повторяющаяся рвота более 2 раз
  • Боли в животе
  • Частый жидкий стул
  • Сыпь, особенно яркая, не исчезающая при надавливании на элементы сыпи
  • Закатывание глаз, потеря сознания, судороги
  • Одышка с затруднением вдоха
  • Лающий кашель, охрипший голос

Лечение обычно прописывает педиатр, но при повышении температуры выше 38˚ родители могут начать давать жаропонижающие средства. Существует мнение, что ребенку нужно дать «потемпературить», чтобы он быстрее вылечился. Я не сторонник такого подхода, так как видела массу осложнений даже при невысокой температуре. Начать можно с эффективного жаропонижающего средства – нурофена, действующим началом которого является ибупрофен, обладающий жаропонижающим, болеутоляющим и протвовоспалительным действием.

Вопрос об антибактериальной терапии также решается доктором индивидуально, но все же существует правило: при повышении температуры более 38˚ в течение 3 дней и более необходимо назначение антибиотика. Параллельно необходимо принимать восстанавливающий микробную флору препарат (линекс, бифиформ) и, если у ребенка есть проявления аллергии, то любое антигистаминное средство.

Таким образом, при любом повышении температуры нужна настороженность и согласованные действия родителей и педиатра.